Ни траулеров, ни квот: судостроители тормозят развитие рыбного хозяйства РФ

После ЧП в марте, которое произошло на судостроительном предприятии «Пелла» в Ленинградской области, вновь оживилась дискуссия о кризисе, развивающемся сегодня в отрасли судостроения России. Напомним, 30 марта новый морозильный траулер «Скорпион», практически готовый к введению в эксплуатацию, опрокинулся на бок, в ходе чего погибло два человека. Об этом пишет «Комсомольская правда».

Заказчик проекта – группа компаний из Мурманска «ФЭСТ» – теперь отказываться принимать заказ. В группе объясняют это тем, что при ЧП на судне может быть повреждено дорогостоящее оборудование. Отметим, что «ФЭСТ» заказывала строительство «Скорпиона» в рамках реализации госпрограммы «квоты под киль», по которой рыбаки получают дополнительные квоты на вылов рыбы в обмен на инвестиции в судостроительную отрасль. Теперь же группа осталась и без траулера, и без дополнительных квот. При этом рыбаки вынуждены продолжать обслуживать кредит в объеме 47 млн евро, который оформили в «Альфа-Банке» под строительство «Скорпиона» и еще одного траулера – «Лев».

Как пишет издание, ЧП в Ленинградской области вскрыло системные проблемы судостроительной отрасли России. В настоящее время, по программе «квоты под киль» отечественные верфи взялись за строительство почти 60 судов. Оформив заказов на 172 млрд рублей, российские корабелы не справляются с объемом работ – им не хватает ни опыта, ни мощностей. Глава Росрыболовства Илья Шестаков рассказал, что срыв сроков по строительству судов по многим проектам составляет от полугода до двух лет. Об этом он сообщил президенту РФ Владимиру Путину в ходе рабочей встречи, которая состоялась в октябре 2020 года.

В этих непростых условиях решается вопрос, как продолжить программу инвестквот. Напомним, государство дает квоты на добычу рыбы в обмен на инвестиции в обновление флота или строительство береговых заводов по переработке. А что же с заводами, спросите вы? С ними как раз все в порядке – ведь их строительство контролируют сами рыбаки. В отличие от траулеров, береговые перерабатывающие мощности сдаются точно в срок. Из запланированных программой 25-ти заводов уже сдано в эксплуатацию 22 предприятия.