«Что такое SPAC. Насколько интересны IPO таких компаний» — интервью с Павлом Гейлером, Генеральным директором компании «ГЕЙЛЕР КАПИТАЛ»
Сегодня многие успешные частные компании стремятся к выходу на биржевой рынок: это определённый статус, маркер того, что Вы можете «играть в высшей лиге». И хотя в последнее время всё ярче видны преимущества сохранения статуса частной компании на длинной перспективе, поток желающих прибегнуть к IPO не иссякает.
Корреспондент: Павел, расскажите подробнее о данном феномене.
Павел Гейлер: В наше время наличие большого количества требований, предъявляемых к компании и её показателям, документационное оформление, финансовые затраты рано или поздно концов приводят владельца бизнеса к поиску путей для упрощения. И вот в качестве одной из таких альтернатив на арену выходят «SPAC-компании». В чем их суть? Это организации, единственная цель которых — слияние с частными юр. лицами, стремящимися к публичности, но избегающим сложностей процесса IPO. SPAC-компании не ведут никакой деятельности и единственным их активов являются денежные средства на балансе.
К.: То есть, это подставные организации?
П.Г.: Технически, да. Об этом говорит отсутствие собственной коммерческой деятельности. Вместо этого SPAC-компании выискивают уже существующий бизнес, которому требуется IPO, сливаются с ним и в качестве составной его части занимаются вопросом вывода компании на биржу.
К.: А есть ли у этих компаний какая-то дифференциация по отраслям, или они являются универсальными?
П.Г.: Ситуации бывают разными, как и цели у различных SPAC-компаний: некоторые действительно концентрируют своё внимание на отдельных секторах или регионах, однако большинство не огранивают свою свободу и могут купить любой тип бизнеса.
К.: Получается SPAC-компании на момент слияния уже торгуются на бирже?
П.Г.: Именно так. SPAC проходит IPO в Комиссии по ценным бумагам и биржам США, а лишь затем уже занимается поиском компании для слияния. И хотя оно требует предоставления дополнительного ряда документов для раскрытия информации в КЦББ, всё равно это куда проще, чем подготавливать форму S-1, используемую при проведении IPO.
К.: Павел, в последние годы появлялось немало информации об использовании подобных схем. Можете ли Вы отметить какие-нибудь слияния?
П.Г.: Да, сейчас этим методом нередко пользуются молодые и успешные компании. Из последних слияний на слуху объединение Virgin Galactic Holdings и Social Capital Hedosophia, слияние DraftKings с Diamond Eagle Acquisition, которое немного перенесли из-за пандемии короновируса, июльская сделка между создателем электромобилей Nikola и VectoIQ Acquisition.
В целом, 2020 год был одним из самых успешных для подобного вида компаний – было собрано более $22,5 млрд.
К.: Я так понимаю, рынок благоволит таким SPAC-компаниям?
П.Г.: SPAC нравится многим инвесторам, цена акций после объединения может увеличиться на 200-400%, однако нельзя всех грести под одну гребенку: хотя сам сектор продолжает стремительное развитие, большинство SPAC в конечном итоге не приносит желаемой доходности. Так, IPO SPAC-компаний в 2015-2020 годах показало средние результаты после объединения ниже медианных.
Исключениями можно назвать крупные слияния, которые показывают в среднем результаты лучше, чем небольшие сделки (что логично – подогрев рынка перед ними куда выше), а также слияния в технологических компаниях и здравоохранении.
К.: Насколько мне известно по правилам регулятора, SPAC-компании имеют ограниченное время на поиск подходящей «пары» для слияния. Получается, инвесторы могут понести убытки и в данном случае?
П.Г.: Действительно, SPAC дается два года объединение, в противном случае по правилам регулятора он ликвидируется. Деньги, полученные от инвесторов, хранятся в доверительном управлении, поэтому инвесторы обычно получают большую часть или все свои первоначальные инвестиции обратно, обычно это $10 за акцию.
К.: С инвесторами ситуация понятна, а как биржевые фонды ETF реагируют на SPAC-компании?
П.Г.: Вы же в курсе, что субъекты фондового рынка, и провайдеры ETF в том числе, стремятся получить максимальную выгоду из всего, что попадает в поле их внимания. Поэтому они не могут пройти мимо данного модного тренда.
К.: Какое Ваше экспертное мнение, какое будущее ждет данный инструментарий?
П.Г.: Я не могу дать однозначный ответ. Если компании, стремящиеся к публичности, будут видеть больше выгод в использовании SPAC вместо традиционного IPO, то дальнейший рост популярности этого метода может закрепиться в качестве распространенного способа привлечения капитала.
Однако, думаю, не стоит слепо поддаваться всеобщей эйфории вокруг новой модной тенденции и продолжать вдумчиво оценивать положение компаний, как и при любых сделках на бирже. И особенно уделяя внимание тем причинам, по которым компания решила отказаться от традиционного процесса IPO.